У молодых педагогов самое значимое, практическое соревнование: проведение урока и занятия с группой незнакомых детей. По условиям конкурса педагог мог предварительно посетить только одно плановое занятие у этих воспитанников, чтобы оценить уровень класса (группы) по своему направлению, проникнуться его особой атмосферой, наметить возможные пути общения. Тема урока (занятия) традиционно выбирается по календарно-тематическому плану работы учреждения-площадки.
Урок «Как мы используем алфавит?» провела Олеся Александровна Каткова, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 55 с углубленным изучением отдельных учебных предметов». Педагог говорил о любви к родному языку, о богатствах, которые хранятся в библиотеках. И вдруг неожиданный вопрос: а как расположены книги в библиотеке? Ну конечно, второклассники прекрасно знают, что по алфавиту. Учитель предлагает задание: расставить книги Пришвина, Чарушина, Есенина, Бианки и Житкова по всем библиотечным правилам. Простое задание! Ученики сообща расставляют книги по алфавиту. Тогда Олеся Александровна дает второе задание: распределить по алфавиту названия животных, среди которых есть несколько, начинающихся на одинаковую букву. И вот тут-то появляется затруднение. Но вместе с доброжелательным учителем дети находят решение, по пути повторяя правописание безударных гласных и вспоминая словарные слова.